В Беларуси определили порядок и условия создания и работы туристических информационных центров. Они могут быть не только государственными, но местные власти будут координировать их деятельность независимо от формы собственности. Также соответствующим постановлением определили, как можно создать новую туристическую зону, если вы вдруг захотите.

Туристические информационные центры могут быть как государственными, так и частными. Финансироваться они должны из средств местных бюджетов (если центр — государственное учреждение), собственных средств и других не запрещенных законом источников, определили в Постановлении Совета Министров от 7 декабря 2022 г. № 839.

Как государственные учреждения туристические центры будут открывать, если:

  • в интернете есть информационный ресурс о туристическом потенциале административнотерриториальной единицы;
  • там есть не менее десяти объектов, относящихся к историко-культурным ценностям и (или) памятникам природы.

Количество сотрудников государственного туристического центра должно зависеть от специфики деятельности центра и перспектив развития туризма. Их должно быть не более девяти в областном центре, пяти — в других городах с населением больше 80 тыс. человек и не более трех для административных центров районов.

Туристические информационные центры будут:

  • организовывать экскурсионное обслуживание;
  • предоставлять информационно-консультационные услуги;
  • бронировать места в гостиницах и других местах размещения, места для проезда на транспорте, бронировать и заказывать билеты на спортивные, культурные и другие мероприятия;
  • организовывать туристам доступ в интернет;
  • заниматься прокатом инвентаря для спорта и отдыха;
  • осуществлять другую не запрещённую законом деятельность для развития туризма.

Время работы — с восьми до восьми, на всех — бейджи

Туристические центры должны располагаться в центре населенного пункта или вблизи от наиболее значимых туристических или транспортных объектов. Вход в помещение должен быть бесплатный. Внутри должна быть телефонная связь и доступ в интернет. Рабочий день центров должен начинаться не позднее 8 утра и завершается не ранее 20 часов вечера. Режим работы должен быть указан на фасаде здания и (или) на входе.

К примеру, сейчас гродненский туристический инфоцентр работает с 9.00 до 18.00. На выходных, когда люди чаще всего путешествуют, он вообще закрыт.

Учредитель или собственник туристического центра может установить другой режим работы в период повышенного туристического спроса и во время спортивных, культурных и других массовых мероприятий.

На рабочем месте и на бейдже работника центра должна быть написана должность, фамилия, имя, отчество на русском или белорусском языке с дублированием текста на иностранном языке.

В информационном центре должны быть в наличии бесплатные информационные материалы для туристов и экскурсантов, в том числе на иностранных языках — в печатном виде или с использованием информационных технологий. На видном месте должны быть контакты экстренных служб, дипломатических представительств и консульств. Центр должен быть доступным для людей с инвалидностью.

Обновление информации — раз в полгода

Учет туристических информационных центров в электронном виде ведет Министерство спорта и туризма или уполномоченная им госорганизация за деньги республиканского бюджета. На официальном сайте соответствующего органа должна быть информация о названии, организационно-правовой форме, адресе, данных учредителя (собственника) и его контактах, если центр — юридическое лицо, контактах центра, данных и контактах руководителя, количестве работников и режиме работы. Там же должны быть сведения о туристических ресурсах на территории области.

Вся эта информация должна быть предоставлена главными управлениями спорта и туризма в уполномоченный орган не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим полугодием и размещена не позднее 25-го числа того же месяца.

Туристические зоны. Что это такое и где они есть

Туристические зоны — это зоны с четкими границами, где расположены один или несколько туристических ресурсов, включенных в Государственный кадастр. Они создаются для «развития въездного и внутреннего туризма, туристической индустрии, охраны и рационального использования туристических ресурсов», сказано в Законе о туризме. Согласно закону, такие зону нужно развивать, а туристическая «и иная» деятельность в ней не должна препятствовать целям ее создания. Приоритетные же направления деятельности в туристических зонах, условия и особенности ее осуществления определяются президентом Беларуси. Чем именно поможет развитию туризма наличие такой зоны, из документа не совсем ясно.

В Гродненской области три культурно-туристических зоны:

  • Гродненская (Гродненский, Лидский, Берестовицкий, Щучинский районы, города Гродно, Лида),
  • Новогрудская (Новогрудский, Сморгонский, Кореличский, Ивьевский, Дятловский, Вороновский, Ошмянский, Островецкий районы),
  • Слонимская (Слонимский, Волковысский, Мостовский, Свислочский, Зельвенский районы).

Как создать новую туристическую зону

В новом постановлении определили, что туристические зоны нужно создавать с учетом предложений местной власти, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Предложения в письменной форме или в виде электронного документа принимает Министерство спорта и туризма. К ним нужно приложить:

  • научное и технико-экономическое обоснование в форме пояснительной записки и картографические материалы проекта границ такой зоны с точным их описанием, планом территории, площадью и названием туристической зоны;
  • технико-экономическое обоснование и цели создания туристической зоны;
  • список туристических ресурсов на этой территории;
  • план мероприятий по развитию и функционированию туристической зоны, поддержке туристической индустрии, развитию внутреннего и международного въездного туризма, одного или нескольких видов туризма, охране и рациональному использованию туристических ресурсов.

После получения такого предложения Министерство спорта и туризма должно в течение 45 календарных дней проанализировать его и подготовить заключение о целесообразности и эффективности создания туристической зоны и на основании запроса получить аналогичное заключение от местной власти. Эти заключения нужно согласовать с Министерством архитектуры и строительства, Министерством культуры, Государственным комитетом по имуществу, Управлением делами Президента Республики Беларусь и другими заинтересованными госорганами. После этого — подготовить предложение о создании туристической зоны в виде проекта постановления Совета Министров и согласовать его. И уже Совет Министров Беларуси принимает решение о создании туристической зоны в форме соответствующего постановления.

Читайте также: