Нововведения в системе образования обсудили зельвенские педагоги во время диалоговой площадки

С началом нового учебного года вступил в силу новый Кодекс об образовании. Какие цели новаций в образовании и как они будут реализовываться, обсудили во время диалоговой площадки педагоги района.

Начальник отдела образования Светлана Жебрак (справа) и заместитель директора ЦКРОиР Татьяна Доста.

В качестве спикеров выступили заместитель начальника отдела образования Лилия Серик, методист районного учебно-методического кабинета Светлана Чепкевич, директор центра творчества детей и молодежи Светлана Богданович заместитель директора ЦКРОиР Татьяна Доста.

Открывая заседание, начальник отдела образования Светлана Жебрак подчеркнула, что обновления касаются как общих вопросов совершенствования системы образования и организации самого образовательного процессе, так социальной поддержки обучающихся. В новом Кодексе отражены два основных принципа, заложенных в основу государственной политики в области образования, – это инклюзия в образовании и обязательность общего среднего образования.

Говоря о причинах нововведений, Светлана Анатольевна отметила:

Сегодняшняя жизнь – быстро текущее время. Изменяющаяся демографическая ситуация, социально-экономические условия самым непосредственным образом затрагивают и нашу систему образования. Она, как живой механизм, тоже должна меняться.

Цифры и факты

297 статей содержит обновленный Кодекс об образовании;

17 новых статей включено в кодекс;

12 месяцев вместо 9 будет продолжаться учебный год;

Более 200 изменений и правок внесено в прежнюю версию документа.

Собрали для читателей «Працы» наиболее актуальные, на наш взгляд, нововведения Кодекса об образовании. 

Общее среднее образование 

Первая новация, которая обсуждается учащимися и их законными представителями, – обязательное общее среднее образование (до этого обязательным было базовое). Это не значит, что всем после окончания 9-го класса необходимо продолжить обучение в 10-м. Как и ранее, выпускники-девятиклассники могут получить общее среднее образование не только в школе, но и в учреждениях профессионально-технического или среднего специального образования. 

Новшества есть и в итоговой аттестации учащихся. По-прежнему 9-е и 11-е классы будут сдавать выпускные экзамены. Формы и сроки их проведения, перечень учебных предметов будут устанавливаться Министерством образования. Что же изменилось? Предусмотрена возможность сдавать в 11-м классе выпускной экзамен в форме централизованного экзамена, другими словами, совмещённый выпускной экзамен и вступительное испытание в учреждение высшего образования.

Коснулись изменения и приёма в 10-й класс гимназии. Он будет проходить на конкурсной основе, с учётом среднего бала свидетельства о базовом образовании и отметок по предметам, которые учащиеся будут изучать на повышенном уровне. 

Уменьшится количество видов учреждений образования, но это не приведёт к уменьшению их числа, ущемлению прав учащихся на получение образования. Вместо учебно-педагогических комплексов «детский сад – школа» («детский сад – начальная школа», «детский сад – базовая школа», «детский сад – средняя школа») введены «начальная школа», «базовая школа», «средняя школа» с предоставлением права реализовывать программу дошкольного образования.

Снят вопрос зачисления детей в первый класс – на начало учебного года им должно быть 6 лет. Вместе с тем по заявлению одного из родителей и на основании решения педагогического совета руководитель учреждения образования может принять ребёнка, которому 6 лет исполнится до 31 декабря.

Отражено в Кодексе закрепление микрорайонов за учреждениями для упорядочения приёма детей в первые классы. Однако это не исключает возможности их обучения не на территории микрорайона учреждения при наличии в нём свободных мест.

Учебный год продлится с 1 сентября по 31 августа. Однако для учащихся данное новшество никаких изменений не влечет, летние каникулы останутся в прежних временных рамках. Причина продления учебного года – проведение оздоровительной кампании и участие детей в воспитательных меро­приятиях летом.

Для уменьшения нагрузки в учебное время в новой редакции Кодекса предусмотрено проведение факультативов в шестой школьный день не только для 9-11 классов, но и для 5-8.


Новая редакция предусматривает обучение ребёнка на дому, с посещением учреждения при наличии медицинского заключения. Ранее такой вид обучения подразумевал исключительно обучение на дому.

Дошкольное образование 

В новой редакции Кодекса оптимизированы также виды учреждений дошкольного образования. Раньше их было 6, теперь остаётся только 3: детский сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка. Изменится не количество садов в районе, просто будет упорядочено их название. Ничего коренным образом в функционировании учреждений дошкольного образования не изменится, малыши райцентра и сельские дошкольники продолжать посещать свои учреждения на прежних условиях.

Второе новшество – это возможность реализации программы дополнительного образования, что позволит проводить кружки для развития дошкольников.

Третье новшество – это возможность получения дошкольного образования на дому.

Кроме того, даны полномочия местным исполнительным и распорядительным органам по изменениям норм наполняемости групп при наличии объективных обстоятельств.

Специальное образование

 Что касается образования школьников с особенностями психофизического развития, то в Кодекс тоже внесены изменения. В первую очередь это направлено на внедрение инклюзивных подходов, обеспечивающих равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учётом их индивидуальных потребностей и возможностей. В частности, создание классов совместного обучения и воспитания, где дети с ОПФР будут осваивать содержание образовательных программ вместе с со школьниками, не имеющими таких особенностей.

Второе изменение – это увеличение срока получения специального образования для школьников с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении спецшколы и в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с 9 на 10 лет. 

Также предоставлена возможность сочетать обучение на дому с занятиями в учреждении, что, безусловно, будет способствовать лучшей социализации обучающихся с особенностями психофизического развития. 

В новой редакции исключена норма, которая ограничивала количество обучающихся психофизичес­кого развития в учреждениях образования (не более 20%). 

Важная поправка касается возможности трудоустройства в счет брони лиц с особенностями психофизического развития. Таким выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированные рабочие места.

Дополнительное образование детей и молодёжи 

Появился новый вид дополнительного образования — одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка. Целый раздел Кодекса посвящён вопросам, которые регулируют его деятельность.

Предусмотрено согласование учебно-программной документации при реализации программы дополнительного образования детей и молодёжи с Министерством образования. Оговорен нижний предел зачисленных в объединение по интересам детей – не менее 12.

Вам может быть интересно

Комментарии отключены